Контрольные работы и экзамены!!! «Неотвратимый и ужасный ЕГЭ».

Вы уже извелись от тревоги и беспокойства за чадо, которому предстоят экзаменационные испытания (ЕГЭ, ГИА, сессия в ВУЗе или поступление в школу). Вы беспокоитесь, что ребенок «мало занимается», у него «что угодно в голове, кроме учебы», что «это как будто мне надо, а не ему». А может быть, наоборот, ребенок Ваш усердно учится, но очень застенчив и тревожен, и Вы боитесь, что он растеряется и плохо сдаст, даже имея отличные знания.

Основной причиной тревожности являются факторы семейного воспитания, прежде всего взаимоотношения «мать-ребенок». Чаще всего эмоциональные трудности и проблемы встречаются у тех детей, родители которых склонны к переживанию страхов. Если родители постоянно находятся в состоянии тревоги, ощущают предчувствие постоянной угрозы, их состояние транслируется ребенку, что создает у него чувство беззащитности, неуверенности, развивает и подкрепляет тревожность.

Неблагоприятные отношения, конфликты, грубость и нетактичное поведение воспитателей и учителей по отношению к детям являются ещё одной из основных причин тревожности, и как следствие проблем успеваемости. Очень часто непрофессиональное поведение педагога влияет на уровень тревожности всего класса (группы детского сада), существенно повышая его.

Тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад или школу, неприятие со стороны сверстников. В школьном возрасте к этому ещё добавляются оценочные ситуации, особенно при публичной оценке (ответ у доски, контрольные, экзамены и др.)

Не берегут Ваши нервы и учителя — перед экзаменами общение педагогов с детьми и родителями носит налет истерики: нужно заниматься, мы не успеваем, класс слабый, они не сдадут, опозорят школу и т.п. В итоге у детей и родителей развивается настоящий невроз, экзаменофобия, кажется, что в жизни нет ничего, кроме одной единственной цели — получить хорошие баллы. В топку этой истерики летят деньги, время, здоровья, а самое страшное — отношения в семье. Дети защищаются от этой истерики, как могут — саботажем, равнодушием, грубостью, болезнями. Невозможно всю жизнь жить в напряжении. Невозможно отдать в жертву экзаменам годы детства и юности без сопротивления. И, конечно, они очень боятся. Боятся «провалиться», оказаться среди «дураков», боятся разочаровать родителей, боятся, «что мама этого не переживет» потому, что именно так дети видят и чувствуют наши страхи.

Сильный стресс вреден, особенно детям, особенно неуверенным в себе, с повышенной тревожностью. Неудивительно, что во время экзаменов в школе всегда присутствует врач: тут и обмороки, и боль в животе, и повышение температуры. По оценкам врачей-психотерапевтов, психологов более половины ребят, прошедших ЕГЭ, имеют признаки нервного истощения. А это значит, что ближайшие полгода они будут хуже учиться, быстро уставать, легко подхватывать инфекционные заболевания, страдать психосоматическими расстройствами. Вот такую цену приходится платить за экзамены. Но ведь и без них вряд ли получится. Как же тогда научиться справляться с жизненными трудностями? Итак, поскольку от экзаменов никуда не деться, самое разумное — научиться сдавать их так, чтобы иметь хороший результат, свести к минимуму вредные последствия и, может быть, даже получить удовольствие. Эту задачу: детям найти свой способ сдавать экзамены без лишних мучений, стрессов и тревог, родителям научиться правильно вести себя с ребенком при подготовке к экзаменам, поможет Вам выполнить врач-психотерапевт, медицинский психолог.