Нарушение слуха у детей в настоящее время является достаточно серьезной проблемой, которая может оказать критическое влияние на развитие ребенка на его всех этапах. К сожалению, из-за невнимательности родителей обследование и лечение данного вида патологии у малышей проводится с большим опозданием. Несвоевременная диагностика может привести к глухонемоте и, как следствие, инвалидности детей.

Ранее считалось, что односторонняя тугоухость не оказывает отрицательного влияния на ребенка. Однако доказано, что подобная патология вызывает задержку слухового развития и создает проблемы в обучении. Так, 35% детей с односторонней тугоухостью, обучающихся в общеобразовательных школах, остаются на второй год. Такой вариант заболевания часто протекает скрыто от родителей и длительное время может быть не диагностирован.

Поэтому проблемы с обучением должны стать для родителей поводом обращения к врачу для диагностики состояния здоровья ребенка!

Хорошо известно, что первые годы жизни малыша во многих аспектах являются определяющими для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков. Это обуславливает первостепенную значимость раннего выявления нарушения слуха.

К основным причинам возникновения тугоухости и глухоты относятся:

  • инфекционные и вирусные заболевания мамы во время беременности;
  • прием во время беременности антибиотиков с ототоксическим действием;
  • внутричерепная родовая травма у ребенка;
  • недоношенность;
  • наследственные заболевания у родителей;
  • проведение у ребенка реанимационных мероприятий.

При наличии хотя бы одного из перечисленных факторов риска ребенка в течение первого года жизни (а недоношенных сразу после выписки из роддома) следует обследовать на предмет «угрожаемой тугоухости».

Существует ряд состояний или заболеваний, которые ребенок перенес уже после рождения и после которых необходимо обследоваться у врача-сурдолога. Часто наличие аденоидов и воспалительных изменений в верхних дыхательных путях приводят к развитию хронического среднего отита и стойкой тугоухости.

Основными причинами возникновения тугоухости в детском и юношеском возрасте могут быть:

  • средний отит;
  • инфекционные болезни (менингит, корь, паротит);
  • травма шейного отдела позвоночника и головы;
  • прием препаратов, негативно влияющих на органы слуха;
  • частое использование наушников при прослушивании музыки.

Если ребенок не говорит к двум годам, то сам факт отсутствия речи является серьезным поводом для обследования слуха в специализированном учреждении. И односторонняя, и двухсторонняя тугоухость оказывает негативное влияние на дальнейшее развитие ребенка.

Чтобы избежать серьезных последствий, слух детей следует проверять:

  • при поступлении ребенка в общеобразовательное учреждение;
  • после перенесения ребенком длительного или тяжелого заболевания, гриппа, отита (по прошествии 2-х недель), паротита, кори и т.д.;
  • при наличии у ребенка отставания в речевом развитии;
  • при наличии отставания в нервно-психическом развитии;
  • при направлении ребенка на обследование на психолого-медико-педагогическую комиссию.

При возникновении первых подозрений на снижение слуха необходимо начать целенаправленную сурдопедагогическую работу. Раннее начало коррекционной работы с младенцами имеет особое значение, ведь, благодаря ей дети (даже со значительным снижением слуха) уже к трем годам пользуются речью, хотя и с переменным успехом. В то же время, если специальные занятия не начать вовремя, то не только глухие, но и дети с тяжелой тугоухостью к 2-3 годам, как правило, становятся немыми.

Данные педагогического обследования дополняют результаты медицинской диагностики нарушения слуховой функции. Они позволяют оценить, насколько поведенческие реакции ребенка на звук, доступные его восприятию, соответствуют возрасту, позволяют уточнить структуру нарушения развития малыша и выстроить индивидуальную программу педагогической коррекции.

Снижение слуха требует применения различных методов: лекарственное и физиотерапевтическое воздействие или даже хирургическое лечение.

При минимальном снижении слуха дети, имеющие нарушения речи, могут обучаться в логопедических группах.

В случае выявления у ребенка патологии, требующей коррекции с помощью слухового аппарата, необходимо в кратчайшие сроки провести адекватное слухопротезирование. Большинство глухих и слабослышащих детишек должны пользоваться слуховыми аппаратами постоянно (в течение всего дня) при отсутствии противопоказаний.

Слухопротезирование осуществляется врачом-сурдологом на основе обследования. Детей младенческого возраста целесообразно протезировать двумя аппаратами заушного типа, а не карманными. Во-первых, современные аппараты заушного типа удовлетворяют требованиям, предъявляемым к слухопротезированию у детей с любой степенью потери слуха. Во-вторых, при этом обеспечивается истинное биауральное восприятие (восприятие обоими ушами), позволяющее ориентироваться в пространстве. Слухопротезирование осуществляется сразу же после установления степени и характера снижения слуха. Индивидуальный режим работы аппарата уточняется в процессе корректирующих занятий. Именно своевременное и адекватное слухопротезирование в сочетании с ранней коррекционной работой позволяет на 1-2 году жизни нивелировать разницу между глухотой и значительной тугоухостью.

Исследование слуха у детей должно осуществляться в учреждениях здравоохранения, имеющих специальное оборудование. Исследование восприятия шепотной речи — это только один из многих методов, необходимых для диагностики патологии. Кроме этого, могут понадобиться:

  • отомикроскопия;
  • камертональное исследование;
  • тональная пороговая аудиометрия;
  • акустическая импедансометрия.

В ряде случаев применяются дополнительные методы диагностики, такие, как рентгенография носоглотки, компьютерная томография височных костей, электроэнцефалография и др.

Помимо перечисленных методик, в Детском консультативно-диагностическом центре ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова» Минздрава России существует специально оборудованная сурдокамера (звукоизоляционное помещение), в которой проводят исследование слуха у детей. Она достаточно большая для того, чтобы ребенок мог находиться в ней вместе с мамой. При помощи компьютерной программы проводятся исследования, позволяющие установить вид и степень тугоухости, разработать программу индивидуальной реабилитации. Если снижение слуха возникает после перенесенной инфекции и носит временный характер, то лечебно-реабилитационные мероприятия врач-сурдолог проводит совместно с врачом- оториноларингологом.

Помните!

Раннее начало медицинского и педагогического воздействия позволяет избежать значительного отставания в психофизическом развитии и направить ребенка по пути, максимально приближенному к его нормально слышащим сверстникам.