Логопед — это специалист, который занимается исправлением речевых нарушений. Считается, что логопед «ставит звуки», в основном букву «Р», в остальных случаях он бесполезен. Это заблуждение!

Грамотная, четкая речь нужна для того, чтобы познавать окружающий мир, находить друзей, обучаться (в детском саду, школе, университете). Трудности произношения влекут за собой стеснение, снижение самооценки, стремление уйти от сложных для него вопросов. У ребенка не пополняется словарный запас, либо он становится ограниченным. Также страдает связная речь: ребенку трудно выразить свою мысль, он старается пользоваться жестами, мычит (авось поймут), не может согласовать слова друг с другом, либо говорит слишком быстро, так, что сложно понять основную мысль. Могут наблюдаться трудности в овладении родным языком — ребенок говорит «неправильно», путает род, число, окончания, меняет слоги местами. В таком случае родители говорят: ребенок просто ленится, в школе все исправят. Ребенок не ленится, ему нужна поддержка и помощь! Это проявления такого расстройства как «общее недоразвитие речи». Все вышеупомянутое мешает ребенку овладеть письмом, а также препятствует успешному обучению в школе.

Помогите своему ребенку, его судьба в ваших руках!

Ваш малыш молчит. Что делать?

Ситуация такая: малыш 1,5- 3 лет не говорит. Родители тревожатся и спрашивают: есть ли необходимость начинать логопедические занятия или стоит подождать? Ждать однозначно не стоит!

Информация о том, что заниматься с логопедом можно только после 3-4 лет — устарела.

Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи малыша, чем раньше ему будет оказана помощь, тем эффективнее она будет. Раннее начало работы ослабит влияние речевого дефекта на формирование личности вашего ребенка.

В раннем возрасте коррекция наиболее эффективна, так как мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляем в нужное русло. При необходимости работа продолжается в дошкольном возрасте. Что мы получаем: ребенок готов к обучению в школе. Он с легкостью овладевает «родным» языком.

Рассмотрим несколько моделей поведения родителей с «молчуном»

Напряженное ожидание. Обычно родители сравнивают развитие «своего» и «других». Безусловно они тревожатся и переживают, если их ребенок отстает. Они стараются сделать так, чтобы он был «не хуже других», напряжены из-за его «молчаливости». Часто до специализированных занятий не доходит, помогают древние присказки «он же мальчик, девочки быстрее развиваются», «молчит, а потом как заговорит...»

Пассивное бездействие. Родители убеждены, что ребенку не требуются занятия, заговорит сам, «со мной же никто не занимался, и ничего...», «он просто ленив...», «вот ребенок наших знакомых до ... лет не говорит, а потом сразу предложениями», «у нас папа тоже до ... не говорил» и т.д.

Активный поиск информации. К сожалению, в интернете качество информации бывает разного уровня. И неспециалисту в данном вопросе сложно отличить полезную информацию от «пустой», а порой даже вредной.

Самостоятельная помощь. Родители пытаются заниматься самостоятельно, но результатов это не приносит.

Самые продвинутые родители обращаются за профессиональной помощью. Идут на консультации, занятия, не жалеют сил и времени, они становятся помощниками логопеда — внимательно относятся к рекомендациям, старательно закрепляют материал вне кабинета специалиста, радуются успехам.

Диагностика речевых нарушений

Если у ребенка отсутствует активная речь в возрасте от 1,5 до 3 лет, может потребоваться комплексное обследование (невролога, психолога, психиатра и др.) Бояться этого не стоит, специалисты ваши помощники в выяснении причин задержки речи и помощи в ее преодолении.

Комплексный подход к проблеме дает возможность подобрать пути помощи, определить цели дальнейшей работы!

Коробова М.Н., логопед