Вы вдруг заметили, что Ваш ребенок взял ложку в левую руку, и сколько бы Вы не прикладывали усилий, никак не хочет учиться держать ее правой. Прошло немного времени, и ваш ребенок активно рисует, пишет левой рукой. Что это, патология или индивидуальная особенность? Нужно ли прилагать усилия и заставлять пользоваться правой рукой, как большинство детей? Чем вообще отличаются «левши» от «правшей»? И наконец, если особенности в организации учебного процесса? Ответы на эти вопросы Вы узнаете из данной статьи.

Причины формирования леворукости до сих пор еще не изучены полностью. Существует много гипотез, но никакая из них не может абсолютно точно объяснить, возникновение этого феномена, однако доказано, что это не патология! Это индивидуальные особенности развития, превратившие вашего ребенка в уникального, «не такого как все». Леворуких детей в младшем возрасте намного больше чем в старшем, и связано это, прежде всего, с тем, что все в нашей жизни, адаптированной под правую руку, является крайне неудобным для левшей и постепенно многие из них, с течением времени, учатся владеть правой рукой. Однако, они не перестают быть левшами, так как функциональная организация их нервной системы отличается доминированием правого полушария головного мозга. Именно этот факт объясняет характерологические особенности леворуких детей. Нервно-психическое развитие у них, как правило, негармоничное: по одним показателям они опережают свой возраст, по другим — отстают. Им присуще чувственное восприятие окружающего мира, художественное мышление, творческая активность, эмоциональность, мечтательность, ранимость. В то же время они отличаются недостаточно развитой зрительной памятью, координацией, плохой концентрацией внимания, быстрой утомляемостью, упрямством, обидчивостью.

Особенности деятельности нервной системы левшей приводят к различным проблемам: они позже начинают говорить, может развиться заикание, страдает произношение звуков, такие дети медленно читают, так как им трудно запомнить написание букв, путают похожие цифры их порядок, а зачастую пишут их зеркально, плохо отличают похожие по форме фигуры, близкие цвета. Они не могут хорошо копировать и имеют плохой почерк. Им очень непросто составить одно целое из обилия мелких деталей. Для левшей сложно работать в группах, они плохо реагируют на строгое подчинение, поэтому именно для этих детей процесс адаптации в коллективах, особенно предусматривающих строгую дисциплину, протекает крайне тяжело и может вызвать невротические реакции.

В то же время эти дети прекрасно рисуют, лепят из пластилина, являются прекрасными рассказчиками, у них нестандартное воображение, музыкальный слух, чувство ритма. Это одаренные талантливые творческие личности. Примером служат такие известные люди, как А.С. Пушкин, С. Рахманинов, Л. Бетховен, А. Эйнштейн и многие другие, которые тоже были леворукими. Считается, что один из шести знаменитостей в мире — левша. Кроме того, во многих контактных видах спорта, например в боксе, у левши есть преимущества перед своими соперниками, так как большинству праворуких приходится тратить дополнительные усилия, отрабатывая защиту.

Отличия леворуких детей диктует особый подход к воспитанию и обучению. В этом главная роль принадлежит правильной организации учебного процесса. В настоящее время и в интернете, и в прессе существует огромное число пособий для родителей, содержащих советы, позволяющих сделать процесс обучения комфортным.

Приведем лишь некоторые из них:

  1. Создать благоприятный климат для ребенка в семье.
  2. Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства стараться завуалировать какой-нибудь игрой.
  3. Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, стремиться «приготовить» вундеркинда.
  4. Стараться чаще делать малышу сюрпризы.
  5. Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим, обычным детям.
  6. Ни в коем случае не обучать ребёнка до школы чтению, письму, и иностранным языкам, т.е. там, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.
  7. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа.
  8. Позаботиться о необходимых вещах: так в продаже уже появились развивающие тетради, прописи и ножницы для левши.
  9. Не следует требовать от левши право наклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.
  10. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма.
  11. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
  12. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  13. Необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка.

От себя хочу добавить, что самые лучшие результаты достигаются при индивидуальной обучающей работе с ребенком.

Нужно ли переучивать леворукого ребенка? Однозначно нет! Дети, активно использующие левую, а не правую руку, делают это не из-за упрямства, не из-за желания позлить, не из-за капризов. Переучивание ребенка с левой руки на правую может стоить ему здоровья. Поэтому главная задача родителей и педагогов, по мнению психолога А.Деревниной, состоит в том, чтобы используя различные методики обучения и специально разработанные пособия для леворуких детей, помочь им адаптироваться к праворукой среде.

ДКДЦ ФГБУ «Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Клинический психолог Л.В. Белова

При организации развивающей работы с леворукими детьми крайне важно привлекать к сотрудничеству психолога и логопеда.

Предварительная запись по телефону +7 (499) 464-03-03.